
Psychologies: Главной темой нашего разговора будет, конечно, mindfulness. Обычно этот термин переводят как «полнота ума», «внимательность», «осознанность», то есть нечто родственное «сознанию»…*
Элен Лангер: Это действительно нечто близкое. Однако главное в осознанности – то, как легко достичь этого состояния.
И то, что почти все мы (и почти всегда) бездумны, невнимательны. Способ жить внимательно и осознанно настолько прост, что в это трудно поверить. Нужно просто замечать новое. Когда мы замечаем новое, мы начинаем по-настоящему видеть мир вокруг. И он оказывается не таким, как мы думали. Вы, к примеру, приехали в Штаты, и все здесь кажется вам новым и любопытным. Но в России тоже все новое, тоже все меняется, просто вы перестали присматриваться! Если прийти к себе домой и попытаться найти там пять изменений, это так же увлекательно, как путешествовать по чужой стране. Как такой феноменальный эффект возникает от такой малости? Фокус в том, что, как только вы замечаете новое, вы тем самым оказываетесь в настоящем. В книжках по самопомощи нам все время говорят: будьте здесь, живите сейчас. Но мы-то не знаем, что мы не здесь. Поэтому такой совет невыполним. А вот если обращать внимание на новое, на перемены, мы становимся более восприимчивы к контексту, к разным взглядам на ситуацию. Это ощущается как квинтэссенция вовлеченности, как полнота присутствия. Иногда мы смотрим на кого-нибудь и думаем: «Боже, он, похоже, действительно наслаждается тем, что делает. Как бы мне хотелось тоже испытать такое чувство». На самом деле оно доступно всем, и это – самое прекрасное.А как соотносится ваша теория с буддийскими представлениями об осознанности?
Э. Л.: Мне кажется, это две стороны одной медали. Цель медитации – достичь полноты сознания, которая наступает после медитации. В итоге мы приходим практически в одну точку, но я оказываюсь там сразу. Мой путь короче.
Как возникла идея изучать внимательность?
Э. Л.: Я всегда замечала разные странности. Например, когда я переехала из Нью-Йорка в Кембридж, где все вроде бы очень умные люди, я увидела сцены, которые невозможны в Нью-Йорке. Скажем, банк закрывается после обеда, парковка освобождается, но ее не используют. Людям просто это не приходит в голову. Тогда мне стало ясно, что невнимательность и глупость – разные вещи. Многие умные люди не очень внимательны. К тому же наша с вами культура на каждом шагу поощряет бездумность. Нам говорят, что все очевидно и известно. В школе учат запоминать факты. Но факты привязаны к ситуации. Даже в науке это так: мы проводим эксперимент и говорим, что если воспроизведем такие-то обстоятельства (что, конечно, невозможно, потому что ничто не повторяется в точности), то с большой вероятностью получим такой-то результат. Но если выучить нечто, мы перестаем замечать изменения. Нам всем нужна мощная инъекция неуверенности, нужно научиться считать неопределенность нашим другом. Мы же стыдимся своего незнания, скрываем его от других. Но незнание – не свойство отдельного человека, это универсальное явление: я не знаю, ты не знаешь, никто не знает, поскольку это невозможно узнать раз и навсегда. Незнание бывает очень приятным, мы можем получать от него удовольствие. Мы не будем собирать пазл, который только что собрали, или читать детектив, когда уже знаем, чем он заканчивается. Мы хотим новизны... а потом убегаем от нее. Мы хотим иметь выбор, но выбор есть только там, где есть сомнение. В этом смысле нам надо исправлять ситуацию.
ЕE ПУТЬ
Элен Лангер (Ellen Langer), пионер изучения взаимосвязи тела и сознания. В студенческие годы сменила химию на психологию под влиянием лекций Филипа Зимбардо (Philip Zimbardo). В 1981 году стала первой женщиной-психологом, получившей в Гарвардском университете (США) пост профессора, который занимает и сегодня. Увлекается рисованием, выступает с публичными лекциями. Автор более 200 статей и шести книг. Ее сайт www. ellenlanger. com
Ксения Киселёва
Источник фотографий: ДЖИМ ХАРРИСОН.