На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Точка сборки

1 504 подписчика

Как манипулировать массовым сознанием — третья волна

Все начиналось как обыкновенный урок истории, а закончилось очень даже нестандартно: у некоторых учеников случились нервные срывы.

Осенью 1967 году в Калифорнии (США) на уроке истории Рон Джонсон рассказывал ученикам 10-го класса о нацистской Германии, о концлагерях и массовых убийствах тех, кто не принадлежал к арийской расе.

Один очень смышленый парень задал вопрос, который поставил учителя в определенное неловкое положение: «почему рядовые немцы поддерживали политику уничтожения других людей, почему они не выступили против этого?» Прозвучал звонок, означавший конец урока, а Рон так и не ответил на поставленный вопрос. Впереди были выходные. И к своему удивлению мистер Джонсон нашел ответ на вопрос ученика, готовясь к очередному уроку истории. Он решил на практике показать классу, как работает механизм «массового сознания».

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

В понедельник Рон Джонсон, придя на урок в тот же класс к 15-16-летним молодым людям, объявил тему занятия – «Дисциплина». Он прочел мини-лекцию о пользе дисциплины: она — путь к успеху. В своей речи учитель акцентировал внимание на реальных историях успешных людей, которые добились своей цели именно благодаря дисциплине. После мини-лекции Рон приказал всем сесть смирно и смотреть прямо перед собой. Затем он скомандовал ученикам встать и сесть, и повторял эти команды несколько раз. Когда мистер Джонсон убедился в том, что все точно исполняют его команды, он приказал всем выйти из аудитории, подождать 2 минуты за дверью и очень тихо, практически бесшумно, вернуться в аудиторию и занять свои места. К его удивлению, дети именно так и поступили. В конце урока мистер Джонсон приказал точно, кратко и четко отвечать на поставленные им вопросы. И чего бы он не спросил, ученики кратко и четко отвечали на поставленные вопросы, даже зачастую пассивные дети, очень активно принимали участие в этой «игре».

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

Во вторник мистер Джонсон вошел в класс еще до начала урока, но к своему удивлению обнаружил, что дети уже на своих местах и сидят смирно.

Тему занятия он написал на доске – «общность».

Рон поведал о силе общности и сказал детям слоган «Третьей Волны»:  «Сила в дисциплине, сила в общности».

Поначалу ученики проговаривали эти слова шепотом, потом стали говорить вслух, затем перешли на повышенные тона, и в конце концов, скандировали очень громко. Завершая очередной урок, учитель продемонстрировал особый жест «Салют Третьей Волны» и сказал, что с этого момента все дети должны приветствовать друг друга только таким образом.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

В среду Рон выдал всем особенные билеты участников «Третьей Волны». Все дети, учащиеся в этом классе получили такие документы и только 3 достались особые билеты – с красными метками. Эти метки означали, что избранные ученики назначены старшими и обязаны докладывать мистеру Джонсону обо всем происходящем в классе и школе. На третье собрание пришли не только ученики «экспериментального» класса, но некоторые ученики других классов, что очень удивило Рона. До вечера в «Третью Волну» записалось более 200 человек.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

В четверг Рон Джонсон обнаружил, что на добровольных основаниях более 20 человек занималось доносительством на своих коллег, большая половина членов «Третьей Волны» запугивали других учеников и доказывали, что они – особенные. В этот же день учитель объявил, что четверг пройдет под девизом «Гордость». По отработанной схеме, он прочел лекцию о гордости и ее роли в жизни каждого человека и общества в целом. На занятие пришло более 80 человек, которые внимательно слушали мистера Джонсона. Кроме того, завершая занятие, Рон попросил вывести из помещения трех человек, которых считал неблагонадежными, после чего «открыл тайну» своим ученикам: они избранные и они будущее государства. «Тысячи учеников по всей Америке вступили в наше общество, вы молоды, умны и вы – будущее США. Если мы изменили правила в этой школе, мы сможем изменить общество и все, что вокруг нас. Завтра ровно полдень по будет выступать новый лидер — будущий президент. Приходите завтра и все узнаете».

Последний этап эксперимента прошел в пятницу: в актовом зале мистера Джонсона ожидали 200 молодых людей. В свою очередь Рон попросил несколько своих друзей сыграть фотографов и журналистов. Эти актеры фотографировали без остановки и расспрашивали учеников о том, что должно произойти сегодня.

В 11.45 в помещение зашел Джонсон. Он поздоровался «салютом», на что все собравшиеся мигом ответили «салютом».

Он произнес девиз Третьей Волны и дети скандировали его с каждым разом все громче. За несколько минут до назначенного часа Рон включил телевизор, но ничего не происходило: не было нового лидера, телевидение словно не знало о существовании Третьей Волны.  

И тогда учитель сказал, что нет никакого нового лидера и Третьей Волны, что это всего лишь эксперимент и что все члены этой организации ничем не лучше фашистов, поскольку за эти пять дней они занимались практически тем же, чем занимались немцы во времена войны: запугиванием и доносительством, все они свято верили в свою избранность и особенность. После этого он продемонстрировал всем присутствующим фильм о нацистских реалиях военного времени.

Дети выходили из зала в разочарованном и расстроенном состоянии, многие из них плакали. У некоторых были истерики, у немногих даже случились нервные срывы.

Об этом эксперименте долгое время было неизвестно общественности, ведь Рон Джонсон приказал всем ученикам молчать о нем, а они в силу чувства стыда за свое поведение хранили молчание долгие годы. 

Историю своего «опыта» школьный учитель опубликовал только в конце 70-х годов ХХ века. Историю необычного урока уже трижды воплощали в документальных фильмах: в 1981 году «Волна», в 2008 году,«Эксперимент 2: Волна» и в 2010 году «План урока».

©

Картина дня

наверх